Спорт и физкультура в детском саду

Физическое развитие — одна из образовательных областей, задачи которой решают в интеграции с другими образовательными областями (п. 22 ФОП ДО). Это значит, что работают над физическим развитием детей не только инструктор по физкультуре на своих занятиях, но и другие педагоги детского сада. 

Как решаются задачи физического развития в режимных моментах


В течение дня педагоги организовывают режим двигательной активности детей с учетом их возрастных особенностей и состояния здоровья (п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20). Педагоги включают двигательную активность в разные виды детской деятельности в режиме дня, на занятиях и прогулках.
Педагоги могут использовать любые формы, средства и методы реализации ФОП ДО (п. 23.4, 23.5 ФОП ДО). Но при этом учитывают задачи воспитания и обучения, возрастные и индивидуальные особенности детей.
ОП ДО реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду (п. 2.5 ФГОС ДО). Поэтому педагоги решают физкультурно-оздоровительные задачи не только на занятиях, но и в режимных моментах: во время утреннего приема, на прогулках, во второй половине дня. К физкультурно-оздоровительной работе педагога с детьми в режиме дня относится утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, физкультурная минутка, гимнастика после сна.

Утренняя гимнастика


Утренняя гимнастика — обязательный режимный момент в любой возрастной группе в первой половине дня. Она направлена на физическое развитие и укрепление иммунитета детей. Утренняя гимнастика помогает детям окончательно проснуться и настраивает на деятельность в течение дня.
Гимнастика должна быть недолгой и с небольшой нагрузкой. Организацию утренней зарядки регламентируют СанПиН (таблица 6.7 СанПиН 1.2.3685 21). Утренняя зарядка во всех возрастных группах должна длиться не менее 10 минут (таблица 6.7 СанПиН).

Как проводятся занятия физкультурой


В детском саду проводиться три физкультурных занятия в неделю в каждой возрастной группе. Продолжительность физкультурного занятия различны для детей разных возрастных групп. Это обусловлено особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависит от распределения общего времени в режиме дня.
Для детей раннего дошкольного возраста 10 минут;
Младшего дошкольного возраста 15 минут;
Среднего дошкольного возраста 20 минут;
Старшего дошкольного возраста от 25 минут до 30 минут.
С детьми старшего дошкольного возраста одно занятие проводиться на свежем воздухе, при наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний (п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Структура занятия


Традиционная структура физкультурного занятия состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части. Рассмотрим подробно, что входит в каждую из частей.
Вводная часть. В вводной части занятия педагог должен организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям. Для этого педагог использует:
•    строевые упражнения;
•    различные виды ходьбы и бега;
•    прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением;
•    упражнения и игры на внимание;
•    элементы танцев и плясок.
В этой части занятия педагог организует общую и специальную подготовку организма ребенка к выполнению более сложных упражнений в основной части занятия. Для общей подготовки педагог использует общеразвивающие упражнения (ОРУ), которые воздействуют на все группы мышц. Также педагог проводит упражнения на усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Например, ходьбу, бег, прыжки.
Специальная подготовка организма направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении в основной части занятия. Например, если таким упражнением окажутся прыжки, то педагог подготавливает мышцы ног детей, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальную подготовку педагог организует с помощью общеразвивающих и подготовительных упражнений.
Завершает педагог вводную часть построением детей для выполнения общеразвивающих упражнений в основной части занятия. Например, в круг, в звенья, в пары.
Основная часть. В основной части занятия педагог обучает детей новым упражнениям, а также повторяет с ними ранее пройденные, закрепляет навыки. В начале основной части педагог совместно с детьми выполняет и разучивает ОРУ.
Сначала педагог с детьми выполняет упражнения для рук и плечевого пояса, затем для мышц ног и туловища, подскоки и успокаивающие дыхательные упражнения, упражнения на «расслабление», спокойную ходьбу. Особое внимание важно уделить упражнениям на осанку.
После ОРУ педагог организует упражнения в основных движениях ОВД: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии. В основную часть занятия включают подвижные игры, чтобы усилить физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.
Заключительная часть. Задача заключительной части занятия — снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние. Для решения этих задач педагог использует ходьбу, бег в среднем темпе, элементы танцев, ОРУ для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера. Например, «Найди предмет», «Найди, где спрятано».
Еще в этой части педагог с детьми подводит итоги занятия. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.

Комбинированные занятия


Педагог может использовать комбинированные варианты проведения физкультурных занятий. Например:
•    занятия по традиционной схеме;
•    занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
•    занятия-тренировки в основных видах движений;
•    ритмическая гимнастика;
•    занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
•    сюжетно-игровые занятия.

Спортивная форма


Для занятий физкультурой в помещении в шкафчике каждого воспитанника должна быть спортивная форма, которая состоит из четырех элементов:
Футболка, из несинтетических дышащих материалов, без ярких декоративных элементов. Можно футболки, которые содержат не более 20% синтетических компонентов;  Шорты не широкие, не ниже колен;
Носки хлопчатобумажные, не теплые, предназначенные для частых стирок;
Обувь - чешки или кеды, кроссовки – легкие, преимущественно из ткани или легкой кожи, подошва должна быть тонкой, прорезиненной и нескользящей.

Физкультурные досуги


Физкультурные досуги — один из видов активного отдыха в рамках физического развития дошкольников. В нашем детском саду досуги проводятся, начиная с младшей группы один—два раза в месяц. Длительность физкультурного досуга – от 20 до 45 минут в зависимости от возраста детей.
Традиционно планирует спортивные досуги инструктор по физкультуре. В содержание досугов включают подвижные игры и упражнения, игры-забавы, аттракционы, хороводы, игры с пением, музыкально-ритмические упражнения.
При проведении досугов педагог стремится к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, в которой дети выполняют задания непринужденно, с удовольствием.
Чтобы решать задачи физического развития в интеграции с другими образовательными задачами, физкультурные досуги можно приурочить к праздникам и памятным датам. Обычно физкультурные мероприятия проводят ко Дню защитника Отечества, Дню космонавтики, Дню отца, Дню защиты детей.
Также в детском саду проводятся дни здоровья раз в квартал в рамках работы по образовательной области «Физическое развитие» (п. 22.4.2 ФОП ДО).

Спортивные праздники


Спортивные праздники являются формой показа достижений детей. Воспитанники во время праздников смогут продемонстрировать успехи в различных видах движений и проявлении таких качеств, как ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, инициативность, настойчивость, находчивость, смелость.
Педагоги детского сада организовывают праздники в виде соревнований между группами, а также с привлечением к участию родителей. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими переживаниями, оптимизирует детско-родительские отношения.
Организуются физкультурные праздники не менее двух раз в течение года. Например, в начале и конце года. Примерные даты, к которым могут быть приурочины спортивные праздники:
•    1 марта — Всемирный день иммунитета;
•    7 апреля — Всемирный день здоровья;
•    8 августа — Всероссийский день физкультурника;
•    27 сентября — Всемирный день туризма;
•    10 октября — Всемирный день психического здоровья;
•    праздники по сезонам: «Лето, игры и здоровье», «Осенние эстафеты», «Снежные игры»;
•    9 февраля — Международный день стоматолога;
•    21 марта — Международный день сна.
Физкультурные праздники могут проводится как на открытом воздухе, так и в физкультурном зале. Во всех группах длительность праздника не превышает более полутора часов.
Содержание программы праздника педагоги определяют с учетом сезона года, условий, в которых он будет проводиться, а также подготовленности детей. Например, в программе зимнего праздника преобладают физические упражнения и игры, характерные для зимних условий: катание с горки на санках, ледянках, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на льду, на снегу. В летний праздник включаются:
•    различные игры;
•    соревнования в беге, прыжках, метании;
•    катание на велосипедах, самокатах, роликах;
•    упражнения с мячами, скакалками и другими предметами;
•    элементы спортивных игр: баскетбол, футбол, бадминтон;
•    игры-эстафеты;
•    веселые аттракционы: бег в мешках, перетягивание каната.
Главная задача — предусмотреть правильное чередование разнообразного материала на празднике. Это поможет обеспечить физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными возможностями и подготовленностью детей.
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie